В Виннице суд рассмотрел дело мужчины, ставшего жертвой телефонных мошенников. После звонка от неизвестных лиц пользователь сети «Киевстар» узнал, что на его имя оформлены кредиты в ПриватБанке общей суммой более 109 тысяч гривен.
По словам мужчины, 19 июля 2023 года ему позвонили по телефону незнакомцы и попросили выполнить несколько действий на телефоне. После этого номер перестал принимать звонки – его, вероятно, перенесли в другую SIM-карту. Злоумышленники воспользовались этим, чтобы получить доступ к мобильному банкингу «Приват24» и от его имени оформить кредиты.
Впоследствии потерпевший обнаружил в приложении не совершаемые банковские операции и обратился к правоохранителям. В ЕРДР внесли сведения по ч. 3 ст. 190 УК — мошенничество. Сам мужчина уверяет, что имел только одну заблокированную карту для выплат и не пользовался никакими другими банковскими продуктами.
Суд установил, что от его имени через систему самообслуживания были подписаны кредитные договоры с использованием OTP-пароля — простой электронной подписи. На основании этих данных мошенники оформили две кредитные линии: одну на 62668 грн, другую — на 47015 грн.
Впрочем, суд отказал ПриватБанку в удовлетворении иска. Фемида пришла к выводу, что списание средств со счета мужчины произошло без его участия и злоупотреблений с его стороны не доказано.
Суд отметил, что банк не предоставил доказательств, подтверждающих, что именно клиент разгласил свои данные или способствовал незаконному доступу к аккаунту. Поэтому ответственности за оформленные мошенниками кредиты он «не несет».
Решение суда стало очередным примером, когда финансовые учреждения обязаны доказывать не только факт задолженности, но и подлинность действий клиента, если есть подозрение на мошенничество.